Юристы заработают на банкротстве криптовалютной биржи FTX сотни миллионов долларов. Каким образом?
Дело о банкротстве криптобиржи FTX стало трагедией для многих инвесторов и кредиторов, поскольку некоторые из них потеряли значительные для себя сумы после коллапса платформы. Однако судебное разбирательство стало очередным шансом сколотить целое состояние для юристов – речь идёт о юридической фирме Sullivan & Cromwell.
Она может заработать на деле FTX до сотен миллионов долларов. Рассказываем о ситуации подробнее.
Отметим, что в разбирательстве по делу о банкротстве FTX уже случались скандалы. В частности, ликвидаторы биржи, которые занимаются поиском свободных активов FTX и Alameda для их дальнейшего использования в возмещении ущерба, успели потерять миллионы долларов.
Проблема заключается в том, что подобных убытков можно было легко избежать. Последние возникли из-за незнания ликвидаторов основ работы DeFi-платформ, то есть протоколов из сферы децентрализованных финансов. В частности, чаще всего минус появлялся из-за продажи залога по той или иной позиции, что заканчивалось ликвидацией и потерей средств. Вернуть последние из-за децентрализованной природы протокола, конечно же, невозможно.
Поскольку судебный процесс по делу FTX затянется как минимум до октября 2023 года, у юристов фирмы есть около восьми месяцев на работу. Ну а их труд точно не будет стоить дешёво. В Sullivan & Cromwell над делом FTX работают более 150 человек, включая 30 партнёров со ставками более 2 тысяч долларов в час. Согласно ланным источников Cointelegraph, обычные представители компании берут до 1500 долларов в час.
В судебном протоколе представители Sullivan & Cromwell заявили, что предлагаемые фирмой гонорары соответствуют рыночным ставкам других ведущих юридических фирм и фактически представляют собой скидку по сравнению со ставками, используемыми в делах, не связанных с банкротством.
Эксперты по банкротству действительно пользуются повышенным спросом, поскольку в прошлом году в крипте состоялся коллапс многих крупных платформ, включая Genesis Global Trading, Celsius Network и Voyager Digital.
Стоит отметить, что большинство подобных крахов случилось из-за тесной связи с другими криптовалютными компаниями. К примеру, как утверждал руководитель биржи Gemini Кэмерон Уинклвосс, взаимодействие Digital Currency Group и Genesis с криптофондом Three Arrows Capital закончилось дырой в балансе в объёме 1.2 миллиарда долларов, с которой руководитель DCG Барри Сильберт якобы решил ничего не делать. В итоге Genesis — дочерняя компания Digital Currency Group — подала заявление о банкротстве.
Здесь можно вспомнить и случай лендинг-платформы BlockFi, которая потеряла деньги из-за взаимодействия с криптобиржей FTX. Её представители даже требовали акции компании Robinhood от основателя FTX Сэма Банкмана-Фрида, хотя это скорее всего ничем не закончится.
По словам Джонатана Липсона, юридические фирмы действительно могут сорвать куш на громких делах, то есть удивляться цифрам в сотни миллионов долларов не стоит. Например, нью-йоркская юридическая фирма Weil Gotshal заработала около 500 миллионов долларов в виде гонорара на банкротстве Lehman Brothers в 2008 году. Такие большие расходы могут быть оправданы, поскольку Sullivan & Cromwell потенциально в состоянии помочь вернуть деньги пострадавшим от коллапса FTX.
Вскоре активными участниками судебного процесса FTX могут стать родственники Сэма Банкмана-Фрида — основателя и бывшего генерального директора биржи. Юристы по делу о банкротстве настаивают, что ближнее окружение Сэма следует допросить и выяснить, получал ли кто-то из них доход от FTX. Для этого на каждого из свидетелей также нужно сформировать отдельную финансовую отчётность, сообщает Bloomberg.
Юристы утверждают, что Джозеф Банкман и его жена Барбара Фрид были вовлечены в деятельность компании своего сына. Джозеф Банкман, профессор права в Стэнфордской школе права, предлагал налоговые консультации сотрудникам FTX и помогал нанимать первых юристов компании. Фрид предположительно основала комитет по политическим действиям, который получал деньги от FTX и её топ-менеджеров.
Брат Сэма по имени Габриэль Банкман-Фрид основал организацию, которая лоббировала интересы членов Конгресса США с привлечением средств от FTX и Alameda — трейдинговой фирмы, основанной Банкманом-Фридом. Правда, пока ни Габриэль, ни его родители не дали своего ответа на запросы журналистов относительно этого дела.
Судья Джон Дорси должен одобрить запрос юристов, прежде чем они смогут направить семье Банкман-Фрид повестки с требованием явиться на допрос и предоставить документы по финансовой отчётности. С учётом недобросовестности ведения бизнеса внутри FTX не исключено, что члены семьи Сэма были задействованы в ещё каких-то финансовых махинациях.
Мы считаем, что подобные расходы на юристов действительно могут быть оправданы, если они смогут вернуть миллиарды долларов для компенсации жертв краха FTX. Впрочем, ранее ситуация с ликвидаторами компании наглядно показала, насколько неопытными являются представители таких компаний при работе с децентрализованными платформами. Соответственно, дальше нас могут ждать и новые проблемы.