- Регистрация
- 09.04.19
- Сообщения
- 255
- Онлайн
- 27д 12ч 41м
- Сделки
- 14
- Нарушения
- 2 / 3
Адрес электронной почты — ключевой элемент защиты личных данных. На него часто завязаны другие учетные записи пользователя. Завладев чужим e-mail, злоумышленник в состоянии восстановить или сбросить пароли связанных со взломанной учеткой сервисов. Если человек не использует двухфакторную аутентификацию (2FA), то он практически беззащитен. Двухфакторная аутентификация тоже не панацея, но здесь киберпреступнику потребуются дополнительные усилия — нужно перевыпустить SIM-карту или перехватить код аутентификации. Реализовать перехват достаточно сложно, поскольку коды обычно присылают в SMS или приложении-аутентификаторе.
Скриншот одного из сайтов, предлагающих услуги по взлому почтовых аккаунтов
Как бы там ни было, взлом почтовых ящиков — востребованная услуга. Интересно, что часто ее заказывают не прожженные преступники, а подозрительные супруги или влюбленные. Муж или жена просто хотят быть в курсе онлайн-переписки своей половинки, поэтому заказывают взлом. Используют подобную возможность и конкуренты по бизнесу — ведь при успешном взломе можно получить доступ к секретам соперника.Взлом почтового ящика в терминологии ИБ считается «таргетированной» или «целевой» атакой. Такими вещами занимается государственная разведка вроде АНБ и ГРУ, но есть и черный рынок услуг для простых смертных, где можно заказать взлом любого ящика за скромную плату. Это рынок «хакеров по найму» (hack-for-hire). Он активно процветает в РФ, поскольку здесь, в отличие от западных стран, за такие мелкие преступления не грозит уголовная ответственность.
Несмотря на популярность, инфраструктура этого рынка не слишком хорошо изучена. О том, как работают эти хакеры и насколько большую угрозу они представляют, известно мало. Но подробности постепенно появляются. Так, относительное небольшое исследование рынка провела Ариана Мириан из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Результаты опубликованы на конференции «WWW'19: The World Wide Web Conference» и в научном журнале «Communications of the ACM» (December 2019, Vol. 62 No. 12, Pages 32-37, doi: 0.1145/3308558.3313489).
Сколько стоит такая услуга?
Команда проекта выявила и изучила 27 розничных сервисов по взлому учетных записей электронной почты. Большинство услуг рекламировалось на русском языке. Стоимость услуги — от $23 до $500 за один аккаунт. Дешевле всего получить доступ к ящикам российских провайдеров. Западные стоят дороже, а взлом аккаунтов Facebook и Instagram обойдётся чуть дешевле, чем Yahoo и Gmail.
Цены на взлом почтовых ящиков и аккаунтов. Иллюстрация: Калифорнийский университет Сан-Диего
При помощи подставных учетных записей Ариана Мириан связалась с исполнителями и заказала взлом учеток подставных «жертв». На каждом аккаунте была включена двухфакторная аутентификация по SMS.
Методика проведения эксперимента
Эксперимент неплохо продумали. Каждый из ящиков электронной почты, задействованных в исследовании, наполнили из базы электронных писем Enron. Кроме того, участники проекта создали веб-страницы, рекламирующие небольшой бизнес, которым владела или где работала жертва.
Домены купили с аукциона, чтобы обеспечить историю каждой подставной личности. Через базу WHOIS эту веб-страницу связали с адресом электронной почты жертвы, а также с адресом электронной почты вымышленного партнера. В общем, исследователи продумали и реализовали качественные «ловушки» для определения всех векторов атаки.
Дополнительно были созданы страницы в Facebook для каждой жертвы, чтобы узнать, будут ли хакеры использовать их в своих атаках. Все элементы на странице Facebook были приватными (сторонний пользователь не смог бы увидеть эти элементы), за исключением профиля с указанием веб-страницы жертвы (как реклама бизнеса).
Активность каждого почтового ящика автоматически логировалась. Благодаря помощи Google удалось получить логи любой активности входа в Google-аккаунты жертв. В этих логах записаны попытки входа в учетную запись и IP-адреса, попытки брутфорса, а также активация двухфакторной аутентификации при подозрительной попытке входа.
Наконец, анализировался весь сетевой трафик на сайт каждой из «жертв». Если злоумышленник заходил на сайт со страницы Facebook, это отражалось в записи трафика.
Действия хакеров, которые пытались взломать аккаунты, отслеживались в течение нескольких недель. На деле оказалось, что некоторые «взломщики» — обычные мошенники, которые брали оплату и ничего не делали. Другие брали оплату постфактум, то есть соглашались на получение денег в случае успешного взлома. Но и они, получив задание, ничего не предпринимали. Исследователи отмечают также, что «работа с клиентами» у сервисов по взлому e-mail организована крайне слабо: кто-то вообще не отвечает на запросы, кто-то отвечает, но с большой задержкой.
Результаты
Только 5 из 27 хакеров стали выполнять условия задачи, поставленной заказчиком.
Эксперимент и логи позволили изучить схему действий, которую злоумышленники используют для взлома аккаунта. В каждом из пяти случаев, когда хакеры брались за выполнение задания, захват аккаунта завершался «успехом», но только благодаря содействию исследователя.
Злоумышленники тем или иным образом приводили «жертву» к фишинговой странице, где нужно было ввести пароль или код двухфакторной аутентификации от своей учетки. Участники проекта действовали как обманутые пользователи и вводили все необходимые данные. После этого хакеры бодро рапортовали об успехе.
Интересно, что ни один наемный киберпреступник не пытался брутфорсить учетки, не было обращений к учетным записям на Facebook или к электронной почте партнера. Один из пяти исполнителей отправил жертве вредоносный исполняемый файл по почте. Остальные использовали фишинг в качестве основного вектора атаки.
Приманки, которые использовали хакеры для фишинга: письма якобы от Google (выделены зеленым), государственной службы (красным), из банка (оранжевым), от незнакомца (темно-синим) или от знакомого человека (голубым). Крестик соответствует успешному взлому аккаунта. В правой колонке указано количество писем. Иллюстрация: Калифорнийский университет Сан-Диего
Пример поддельного письма из суда. Иллюстрация: Калифорнийский университет Сан-Диего
Фишинговая страница, похожая на окно ввода пароля Gmail. Источник: Калифорнийский университет Сан-Диего
Все атаки начинались с письма-приманки от авторитетной организации или лица. Это должно было успокоить жертву и привести ее к необходимому действию — переходу по ссылке на фишинговый ресурс. Злоумышленники использовали разные подставные фигуры: знакомого человека жертвы, крупный банк, незнакомца, государственную организацию и Google. К письму прилагалось изображение или фишинговая ссылка.
В среднем злоумышленники отправили 10 сообщений в течение 25 дней, используя разные предлоги, как показано на диаграмме выше. Самый популярный прием — подделать письмо Google, затем следуют письма от партнеров и подставные e-mail от незнакомцев.
Нажав на фишинговую ссылку, жертва попадает на целевую страницу, которая выглядит как страница входа в аккаунт Google. После ввода пароля открывается страница с запросом на ввод кода 2FA. Все взломщики, которые получили доступ к учетной записи, достигли желаемого при помощи фишинга. Никаких особенно сложных технических приемов и изощренных атак не было.
Как не стать жертвой киберпреступников
Любой почтовый ящик можно взломать, если жертва проявит неосторожность и перейдет по фишинговой ссылке. Возможно, профессионалы при условии острой необходимости или крупного вознаграждения способны взломать учетку без фишинга, но в ходе исследования подобные методы не использовались. Конечно, здесь и сама выборка была не очень большой.
Чтобы защитить себя и родственников от подобных атак, специалисты рекомендуют использовать для 2FA аппаратный USB-ключ безопасности, а также быть внимательными — это стандартная рекомендация.
Предпринимают меры по защите пользователей и поставщики услуг электронной почты. Компания Google ввела дополнительную эвристику при логине пользователя. Также определяются и блокируются попытки автоматического входа в систему. К слову, после этих действий Google два сервиса по взлому, к которым ранее обращались исследователи, подняли цену на свои услуги вдвое.
Скриншот одного из сайтов, предлагающих услуги по взлому почтовых аккаунтов
Как бы там ни было, взлом почтовых ящиков — востребованная услуга. Интересно, что часто ее заказывают не прожженные преступники, а подозрительные супруги или влюбленные. Муж или жена просто хотят быть в курсе онлайн-переписки своей половинки, поэтому заказывают взлом. Используют подобную возможность и конкуренты по бизнесу — ведь при успешном взломе можно получить доступ к секретам соперника.Взлом почтового ящика в терминологии ИБ считается «таргетированной» или «целевой» атакой. Такими вещами занимается государственная разведка вроде АНБ и ГРУ, но есть и черный рынок услуг для простых смертных, где можно заказать взлом любого ящика за скромную плату. Это рынок «хакеров по найму» (hack-for-hire). Он активно процветает в РФ, поскольку здесь, в отличие от западных стран, за такие мелкие преступления не грозит уголовная ответственность.
Несмотря на популярность, инфраструктура этого рынка не слишком хорошо изучена. О том, как работают эти хакеры и насколько большую угрозу они представляют, известно мало. Но подробности постепенно появляются. Так, относительное небольшое исследование рынка провела Ариана Мириан из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Результаты опубликованы на конференции «WWW'19: The World Wide Web Conference» и в научном журнале «Communications of the ACM» (December 2019, Vol. 62 No. 12, Pages 32-37, doi: 0.1145/3308558.3313489).
Сколько стоит такая услуга?
Команда проекта выявила и изучила 27 розничных сервисов по взлому учетных записей электронной почты. Большинство услуг рекламировалось на русском языке. Стоимость услуги — от $23 до $500 за один аккаунт. Дешевле всего получить доступ к ящикам российских провайдеров. Западные стоят дороже, а взлом аккаунтов Facebook и Instagram обойдётся чуть дешевле, чем Yahoo и Gmail.
Цены на взлом почтовых ящиков и аккаунтов. Иллюстрация: Калифорнийский университет Сан-Диего
При помощи подставных учетных записей Ариана Мириан связалась с исполнителями и заказала взлом учеток подставных «жертв». На каждом аккаунте была включена двухфакторная аутентификация по SMS.
Методика проведения эксперимента
Эксперимент неплохо продумали. Каждый из ящиков электронной почты, задействованных в исследовании, наполнили из базы электронных писем Enron. Кроме того, участники проекта создали веб-страницы, рекламирующие небольшой бизнес, которым владела или где работала жертва.
Домены купили с аукциона, чтобы обеспечить историю каждой подставной личности. Через базу WHOIS эту веб-страницу связали с адресом электронной почты жертвы, а также с адресом электронной почты вымышленного партнера. В общем, исследователи продумали и реализовали качественные «ловушки» для определения всех векторов атаки.
Дополнительно были созданы страницы в Facebook для каждой жертвы, чтобы узнать, будут ли хакеры использовать их в своих атаках. Все элементы на странице Facebook были приватными (сторонний пользователь не смог бы увидеть эти элементы), за исключением профиля с указанием веб-страницы жертвы (как реклама бизнеса).
Активность каждого почтового ящика автоматически логировалась. Благодаря помощи Google удалось получить логи любой активности входа в Google-аккаунты жертв. В этих логах записаны попытки входа в учетную запись и IP-адреса, попытки брутфорса, а также активация двухфакторной аутентификации при подозрительной попытке входа.
Наконец, анализировался весь сетевой трафик на сайт каждой из «жертв». Если злоумышленник заходил на сайт со страницы Facebook, это отражалось в записи трафика.
Действия хакеров, которые пытались взломать аккаунты, отслеживались в течение нескольких недель. На деле оказалось, что некоторые «взломщики» — обычные мошенники, которые брали оплату и ничего не делали. Другие брали оплату постфактум, то есть соглашались на получение денег в случае успешного взлома. Но и они, получив задание, ничего не предпринимали. Исследователи отмечают также, что «работа с клиентами» у сервисов по взлому e-mail организована крайне слабо: кто-то вообще не отвечает на запросы, кто-то отвечает, но с большой задержкой.
Результаты
Только 5 из 27 хакеров стали выполнять условия задачи, поставленной заказчиком.
Эксперимент и логи позволили изучить схему действий, которую злоумышленники используют для взлома аккаунта. В каждом из пяти случаев, когда хакеры брались за выполнение задания, захват аккаунта завершался «успехом», но только благодаря содействию исследователя.
Злоумышленники тем или иным образом приводили «жертву» к фишинговой странице, где нужно было ввести пароль или код двухфакторной аутентификации от своей учетки. Участники проекта действовали как обманутые пользователи и вводили все необходимые данные. После этого хакеры бодро рапортовали об успехе.
Интересно, что ни один наемный киберпреступник не пытался брутфорсить учетки, не было обращений к учетным записям на Facebook или к электронной почте партнера. Один из пяти исполнителей отправил жертве вредоносный исполняемый файл по почте. Остальные использовали фишинг в качестве основного вектора атаки.
Приманки, которые использовали хакеры для фишинга: письма якобы от Google (выделены зеленым), государственной службы (красным), из банка (оранжевым), от незнакомца (темно-синим) или от знакомого человека (голубым). Крестик соответствует успешному взлому аккаунта. В правой колонке указано количество писем. Иллюстрация: Калифорнийский университет Сан-Диего
Пример поддельного письма из суда. Иллюстрация: Калифорнийский университет Сан-Диего
Фишинговая страница, похожая на окно ввода пароля Gmail. Источник: Калифорнийский университет Сан-Диего
Все атаки начинались с письма-приманки от авторитетной организации или лица. Это должно было успокоить жертву и привести ее к необходимому действию — переходу по ссылке на фишинговый ресурс. Злоумышленники использовали разные подставные фигуры: знакомого человека жертвы, крупный банк, незнакомца, государственную организацию и Google. К письму прилагалось изображение или фишинговая ссылка.
В среднем злоумышленники отправили 10 сообщений в течение 25 дней, используя разные предлоги, как показано на диаграмме выше. Самый популярный прием — подделать письмо Google, затем следуют письма от партнеров и подставные e-mail от незнакомцев.
Нажав на фишинговую ссылку, жертва попадает на целевую страницу, которая выглядит как страница входа в аккаунт Google. После ввода пароля открывается страница с запросом на ввод кода 2FA. Все взломщики, которые получили доступ к учетной записи, достигли желаемого при помощи фишинга. Никаких особенно сложных технических приемов и изощренных атак не было.
Как не стать жертвой киберпреступников
Любой почтовый ящик можно взломать, если жертва проявит неосторожность и перейдет по фишинговой ссылке. Возможно, профессионалы при условии острой необходимости или крупного вознаграждения способны взломать учетку без фишинга, но в ходе исследования подобные методы не использовались. Конечно, здесь и сама выборка была не очень большой.
Чтобы защитить себя и родственников от подобных атак, специалисты рекомендуют использовать для 2FA аппаратный USB-ключ безопасности, а также быть внимательными — это стандартная рекомендация.
Предпринимают меры по защите пользователей и поставщики услуг электронной почты. Компания Google ввела дополнительную эвристику при логине пользователя. Также определяются и блокируются попытки автоматического входа в систему. К слову, после этих действий Google два сервиса по взлому, к которым ранее обращались исследователи, подняли цену на свои услуги вдвое.