- Регистрация
- 26.10.16
- Сообщения
- 2,233
- Онлайн
- 38д 2ч 13м
- Сделки
- 251
- Нарушения
- 0 / 0
В связи с этим Роскомнадзор разрабатывает законопроект с поправками в закон о персональных данных, который унифицирует правила сбора ПД онлайн-сервисами и заключения пользовательских соглашений с ними. Разработка представляет из себя унифицированное пользовательское соглашение.
По словам РКН, унификация правил заключения пользовательского соглашения по обработке ПД уменьшит необоснованный сбор и обработку данных, а также значительно сократит риски утечки личных данных. Также РКН призывает запретить внесение в соглашение положений об автоматическом согласии на обработку ПД с момента перехода на сайт сервиса, как сейчас сделано у многих компаний.
Эксперты пояснили, что пользовательские соглашения имеют только 10–20% российских сайтов – в основном они предоставляют договор публичной оферты, где прописан предмет соглашения, ответственность и права сторон. При этом закон разрешает каждой компании использовать свою собственную форму согласия. В этом случае организации сами определяют, какой объем личных данных нужно собирать и зачастую собирают избыточные данные, которые потом перепродают третьим лицам в рамках рекламных партнёрских контрактов.
Например, сервису доставки необходимо знать адрес пользователя, но его отчество и дату рождения компании знать не нужно, так как это лишняя информация. Интернет-сервисы отметили, что избыточный сбор ПД происходит из-за перестраховки или непонимания целей обработки данных, а не из-за желания ими злоупотребить.
Профильные эксперты относятся скептически к унификации пользовательского соглашения, так как идея унификации противоречит принципу свободы договора, по которому стороны вправе смешивать положения различных видов договоров в одном документе. По закону пользователь вправе попросить разъяснения у оператора ПД и при необходимости отозвать согласие, но и компания может отказать в предоставлении услуг, если данных будет недостаточно.
Также эксперты отметили, что запрет на избыточный сбор ПД будет сложно урегулировать между различными сервисами. По их мнению, запрет не предотвратит таргетированную рекламу, поскольку пользователи будут получать её по другим каналам, а этот рынок быстро адаптируется под новые ограничения.