• Добро пожаловать в Пиратскую Бухту! Чтобы получить полный доступ к форуму пройдите регистрацию!
  • Гость, стой!

    В бухте очень не любят флуд и сообщения без смысловой нагрузки!
    Чтобы не получить бан, изучи правила форума!

    Если хотите поблагодарить автора темы, или оценить реплику пользователя, для этого есть кнопки: "Like" и "Дать на чай".

СИ Эффект края

Turbodiesel

Шкипер
Мастер
Регистрация
01.04.20
Сообщения
804
Онлайн
36д 15ч 31м
Сделки
1
Нарушения
0 / 2
В одном из эпизодов ”Игры в кальмара” шансы игрока на победу зависели от его порядкового номера. Игра единая, правила единые, но очередность хода становится вопросом жизни и смерти.
Примерно так же работает механизм запоминания: положение элемента в цепочке меняет его важность.
Прочтите ряд слов:

кошка, гитара, арбуз, квадрат, автомобиль, быстрота, салат, колесо, ручка, пиджак, мечта, носок

Теперь закройте список и постарайтесь вспомнить как можно больше слов.
Скорее всего, первое и последнее остались в голове. А вот слова в середине путаются, ускользают из памяти.

Герман Эббингауз, автор известной кривой забывания и пионер теории памяти, назвал это эффектом края.

Вспоминая рутинный день, вы лучше воспроизведете утро и вечер. Хронологический порядок сцен книги путается, когда мы пересказываем середину. Эффект края важен в подготовке лекций: если задать правильный тон в начале схемой или афоризмом, а завершить лекцию списком, чек-листом или ёмким выводом, слушатели запомнят её лучше В любом публичном выступлении особенно важны начало и конец, а в фильме или книге слитый финал может испортить общее впечатление.
Это интересно,но у эффекта края могут быть неожиданно трагичные последствия.

Если быть дотошным, эффект края складывается из двух ментальных моделей.
Информацию вначале помогает запомнить так называемый эффект первенства: в запоминании первого есть эволюционный смысл - если вы съели незнакомую ягоду и почувствовали себя дурно, очень важно не повторять ошибку.
А на то, что идёт в конце, влияет аберрация близости - мысленно возвращаясь к процессу, мы начинаем с того, на чём закончили.

Что же в этом плохого?

В 1959 Норман Миллер и Дональд Кэмпбелл исследовали, какой эффект сильнее. Они инсценировали судебный процесс: дело об ущербе, который человек получил из-за ложного обвинения. Материалы обвинения поставлялись в виде одного блока материалов, а материалы защиты — в виде другого.
Миллер и Кэмпбелл составили аудио-записи от имени адвокатов, свидетелей и других участников суда. Испытуемые слушали эти материалы, а затем говорили, как они рассудили бы ситуацию.
Одна группа слушала два блока подряд, и через неделю выносила решение.
У второй проходила неделя после изучения первого блока, затем решение выносилось сразу после прослушивания второго.

На приговоры первой группы сильнее влиял эффект первенства: спустя неделю они лучше всего помнили то, с чего начинались материалы, и отталкивались от этого в своем решении.
На вторую группу больше давила аберрация близости: только что прочитанный материал казался более значимым, чем тот, который был неделю назад.

Получается, на суде просто очередность изложения материала может качнуть чашу весов в сторону оправдания или приговора. То же самое может произойти с медицинским диагнозом или с решением, которое определяет судьбу компании.

Итак, эффект, вернее, эффекты края могут стать хорошими друзьями в обучении, выступлении, презентации. Но оказаться врагами во время принятия важных решений, растянутых во времени.


А теперь давайте ещё раз вспомним ряд слов в начале статьи.
Какие из них остались у вас в голове?
 
Сверху