- Регистрация
- 01.04.20
- Сообщения
- 804
- Онлайн
- 36д 15ч 31м
- Сделки
- 1
- Нарушения
- 0 / 2
В одном из эпизодов ”Игры в кальмара” шансы игрока на победу зависели от его порядкового номера. Игра единая, правила единые, но очередность хода становится вопросом жизни и смерти.
Примерно так же работает механизм запоминания: положение элемента в цепочке меняет его важность.
Прочтите ряд слов:
кошка, гитара, арбуз, квадрат, автомобиль, быстрота, салат, колесо, ручка, пиджак, мечта, носок
Теперь закройте список и постарайтесь вспомнить как можно больше слов.
Скорее всего, первое и последнее остались в голове. А вот слова в середине путаются, ускользают из памяти.
Герман Эббингауз, автор известной кривой забывания и пионер теории памяти, назвал это эффектом края.
Вспоминая рутинный день, вы лучше воспроизведете утро и вечер. Хронологический порядок сцен книги путается, когда мы пересказываем середину. Эффект края важен в подготовке лекций: если задать правильный тон в начале схемой или афоризмом, а завершить лекцию списком, чек-листом или ёмким выводом, слушатели запомнят её лучше В любом публичном выступлении особенно важны начало и конец, а в фильме или книге слитый финал может испортить общее впечатление.
Это интересно,но у эффекта края могут быть неожиданно трагичные последствия.
Если быть дотошным, эффект края складывается из двух ментальных моделей.
Информацию вначале помогает запомнить так называемый эффект первенства: в запоминании первого есть эволюционный смысл - если вы съели незнакомую ягоду и почувствовали себя дурно, очень важно не повторять ошибку.
А на то, что идёт в конце, влияет аберрация близости - мысленно возвращаясь к процессу, мы начинаем с того, на чём закончили.
Что же в этом плохого?
В 1959 Норман Миллер и Дональд Кэмпбелл исследовали, какой эффект сильнее. Они инсценировали судебный процесс: дело об ущербе, который человек получил из-за ложного обвинения. Материалы обвинения поставлялись в виде одного блока материалов, а материалы защиты — в виде другого.
Миллер и Кэмпбелл составили аудио-записи от имени адвокатов, свидетелей и других участников суда. Испытуемые слушали эти материалы, а затем говорили, как они рассудили бы ситуацию.
Одна группа слушала два блока подряд, и через неделю выносила решение.
У второй проходила неделя после изучения первого блока, затем решение выносилось сразу после прослушивания второго.
На приговоры первой группы сильнее влиял эффект первенства: спустя неделю они лучше всего помнили то, с чего начинались материалы, и отталкивались от этого в своем решении.
На вторую группу больше давила аберрация близости: только что прочитанный материал казался более значимым, чем тот, который был неделю назад.
Получается, на суде просто очередность изложения материала может качнуть чашу весов в сторону оправдания или приговора. То же самое может произойти с медицинским диагнозом или с решением, которое определяет судьбу компании.
Итак, эффект, вернее, эффекты края могут стать хорошими друзьями в обучении, выступлении, презентации. Но оказаться врагами во время принятия важных решений, растянутых во времени.
А теперь давайте ещё раз вспомним ряд слов в начале статьи.
Какие из них остались у вас в голове?
Примерно так же работает механизм запоминания: положение элемента в цепочке меняет его важность.
Прочтите ряд слов:
кошка, гитара, арбуз, квадрат, автомобиль, быстрота, салат, колесо, ручка, пиджак, мечта, носок
Теперь закройте список и постарайтесь вспомнить как можно больше слов.
Скорее всего, первое и последнее остались в голове. А вот слова в середине путаются, ускользают из памяти.
Герман Эббингауз, автор известной кривой забывания и пионер теории памяти, назвал это эффектом края.
Вспоминая рутинный день, вы лучше воспроизведете утро и вечер. Хронологический порядок сцен книги путается, когда мы пересказываем середину. Эффект края важен в подготовке лекций: если задать правильный тон в начале схемой или афоризмом, а завершить лекцию списком, чек-листом или ёмким выводом, слушатели запомнят её лучше В любом публичном выступлении особенно важны начало и конец, а в фильме или книге слитый финал может испортить общее впечатление.
Это интересно,но у эффекта края могут быть неожиданно трагичные последствия.
Если быть дотошным, эффект края складывается из двух ментальных моделей.
Информацию вначале помогает запомнить так называемый эффект первенства: в запоминании первого есть эволюционный смысл - если вы съели незнакомую ягоду и почувствовали себя дурно, очень важно не повторять ошибку.
А на то, что идёт в конце, влияет аберрация близости - мысленно возвращаясь к процессу, мы начинаем с того, на чём закончили.
Что же в этом плохого?
В 1959 Норман Миллер и Дональд Кэмпбелл исследовали, какой эффект сильнее. Они инсценировали судебный процесс: дело об ущербе, который человек получил из-за ложного обвинения. Материалы обвинения поставлялись в виде одного блока материалов, а материалы защиты — в виде другого.
Миллер и Кэмпбелл составили аудио-записи от имени адвокатов, свидетелей и других участников суда. Испытуемые слушали эти материалы, а затем говорили, как они рассудили бы ситуацию.
Одна группа слушала два блока подряд, и через неделю выносила решение.
У второй проходила неделя после изучения первого блока, затем решение выносилось сразу после прослушивания второго.
На приговоры первой группы сильнее влиял эффект первенства: спустя неделю они лучше всего помнили то, с чего начинались материалы, и отталкивались от этого в своем решении.
На вторую группу больше давила аберрация близости: только что прочитанный материал казался более значимым, чем тот, который был неделю назад.
Получается, на суде просто очередность изложения материала может качнуть чашу весов в сторону оправдания или приговора. То же самое может произойти с медицинским диагнозом или с решением, которое определяет судьбу компании.
Итак, эффект, вернее, эффекты края могут стать хорошими друзьями в обучении, выступлении, презентации. Но оказаться врагами во время принятия важных решений, растянутых во времени.
А теперь давайте ещё раз вспомним ряд слов в начале статьи.
Какие из них остались у вас в голове?